Почему смета до проектов — это плохо?

Часто сталкиваемся с запросами посчитать, сколько будет стоить ремонт в магазине. До проектирования.

Рынок ремонта и строительства большой, а сейчас как бы времена непростые, поэтому многие компании и частники соглашаются поводить вилами по воде, накидав примерную смету. Обычно так делают небольшие бренды. Крупные понимают весь процесс и, по крайней мере, до начала проектирования не говорят о деньгах.

А процесс простой: сначала проектирование, потом строительство. Обычно этим занимаются разные организации: студии дизайна и проектирования и строительно-монтажные компании. Могут быть частники и фрилансеры, суть не меняется. Одни чертят, другие строят. У нас также отдел проектирования работает независимо от строителей, но всегда с ними советуется.

Почему плохо просить и делать смету без проекта, объясняем в статье.

Ситуация

Со стороны ТЦ

Пришел новый арендатор, надо быстрее получать с него деньги. «Вот вам условия работы, вот требования, вот договор. Тут подпись поставьте. И да, через месяц должны открыться, иначе штраф».

Со стороны арендатора

Вы решаете зайти в торговый центр, согласовываете арендную ставку и получаете техусловия, в которых прописана куча непонятных требований. Уже хочется сделать ремонт и торговать, а тут требуют кипы бумаг, которые почему-то называют проектами. 

Дальше вы ищете подрядчиков, которые сделают эти проекты и ремонт. Если это будет одно лицо — круто, если разные — тоже не страшно. При этом вам кажется, что те, которые проектируют и строят в комплексе, могут подготовить смету быстрее. И логично, задаете этот вопрос до начала работы.

С нашей стороны

Обращается клиент, хочет открыть магазин в ТЦ, есть ТУ и дизайн-проект, который надо адаптировать под новое помещение. Но клиент хочет понять порядок цифр на строительство. Мы объясняем порядок: архитектура → инженерка → смета → поставка материалов → ремонт → сдача → все счастливы.

Если вы убеждаете строителя и проектировщика просчитать смету по проекту, то получается хреновая фантазия нескольких людей. Даже если они опытные и открыли тысячу магазинов. Вот почему:
  • неверный объем работ. Высота потолков, площади стен, перегородки, длины проводов — все оценивается на глазок.
  • нет вводных по материалам — перегородка из сибита или гипсокартона, керамогранит российский или зарубежный, освещение какого бренда? Цена на материалы варьируется от x до 10x рублей. Какую цену ставят в такой смете, неизвестно.
  • составить смету — это работа. При наличии проектов, сметчик тратит от 3 часов, за которые получает деньги. А еще любой сметчик любит точность и когда все понятно. В смете без проектов он, во-первых, ничего не понимает, во-вторых: ничего за нее не получит. Качество расчетов страдает.

Смета — результат работы разных по смыслу исполнителей: архитектора, инженера, сметчика и заказчика.

Это придумано не нами, так работают в строительстве. И да, заказчик тоже исполнитель: ему дальше с этим магазином деньги зарабатывать.


Почему требовать сметы до проектов плохо для клиента:

Если смета вышла небольшой, у вас оптимистичный настрой, но когда готовы проекты, ее увеличение вгоняет вас в тоску. Вините в этом, вы, конечно исполнителя.
Хреновые строители с радостью оценивают объемы работ по фотографиям, по площади (десять тыщ за квадрат) или пальцем в небо, осознанно занижая стоимость, чтобы заполучить клиента. Конечно, в ходе работы, они скажут, что не могли оценить, что объем будет больше и попросят еще денег. И вы уже никуда не денетесь: первая цена ведь была такой хорошей, да и работать уже начали.

Если смета вышла огромной, вы также впадаете в тоску, но намного раньше. И отказываетесь от работы с исполнителем. А ведь он мог проделать большую работу: высчитать приближенные к реальным объемы, проставить цены на реальные материалы, прикинуть допработы и еще и перестраховаться.

Получив такую «недосмету», вы начинаете сравнивать ее с другими и опираться на нее, как образец. Стоит ли говорить, что система координат будет нарушена: вы сравниваете одну халтуру с другой. Сорта этих халтур разные, советуем вам в них не разбираться.

Так вот:

Проекты → Смета → Ремонт

Порядок только такой. В «большом» строительстве (здания, дороги, мосты) все это понимают, но в мелком еще не все. Хотя задачи и принципы ничем не отличаются.


«Я бизнес, мне деньги считать надо!» — скажете вы.

Понимаем, поэтому подготовили несколько советов:
  1. Начинайте готовить проекты до подписания договора. Страшнее потерять небольшую сумму на проектировании, чем открыться позже срока или попасть на штрафы от ТЦ. Плюсом будет запас времени на выбор строителей, подрядчиков и поставку материалов.
  2. Не стесняйтесь озвучивать цену, в которую вы хотите уложиться. При проектировании можно сэкономить на материалах или объеме работ (например, заменив потолок из гипсокартона открытым).
  3. Торгуйтесь с собственником по деньгам и срокам. Можете торговаться и со строителями, мы не против. Но только после готовых проектов.
  4. Не верьте в чудеса. Магазин в крупном ТЦ за 300 тысяч не открыть.
Расскажите о вашем объекте и советов может быть больше: